Подробнее о нас

Зачем машине пятое колесо

Идея создать свою каскадерскую группу появилась у руководителя Центрального автомотоклуба несколько лет назад. «Можно сказать, воплотил свою детскую мечту, – говорит Владимир Храпач. – В юности мне дико хотелось гонять на машине. Автогонщик по значимости был для меня равносилен космонавту – это казалось чем-то недостижимым! И если бы мне тогда, 14-летнему пацану, сказали: «Вова, на Дальнем Востоке тебе дадут автомобиль, и ты будешь ездить на нем», я бы пешком отправился туда ради возможности участвовать в гонках».

Владимир Николаевич, которого все воспитанники автомотоклуба независимо от возраста зовут дядя Вова, собрал вокруг себя людей, влюбленных в технику. Свободное время они проводят на репетиции очередных трюков или же за починкой каскадерских машин. «Сейчас наш автопарк насчитывает восемь автомобилей – пять «копеек», «шестерку», «пятерку» и «Оку», – говорит Храпач. – Конечно, каждую пришлось хорошенько «прокачать». Но мне нравится этим заниматься, пытаюсь увлечь детей и подростков. А слово «каскадер» у нас вошло в обиход после того, как научились ездить на двух колесах. На это ушло около трех лет. Просто не было подходящей площадки, на которой можно было бы освоить трюк. Приходилось тренироваться на конечных остановках автобусов. Но там же разворотное кольцо небольшое – ни разогнаться толком, ни трюк выполнить. Это все равно что учиться кататься на коньках не на большой ледовой арене, а на участке размером с боксерский ринг. И огромное спасибо федерации картинга, директору детско-юношеской спортивной школы картинга Оксане Морозовой за то, что приютили нас, позволив использовать для тренировок закрытую площадку. Для нас это был подарок судьбы. Сын Андрей всего за три занятия научился ездить на двух колесах».

За каждым трюком стоит долгая подготовка, каждое движение отрабатывается до автоматизма
За каждым трюком стоит долгая подготовка, каждое движение отрабатывается до автоматизма

Но прежде чем приступить к освоению этого номера, под определенным углом к крыше машины приварили пятое колесо. «Есть детские велосипеды с дополнительными колесиками, а у нас автомобиль, – смеется Владимир Николаевич. – Это чтобы он при малейшей оплошности каскадера не завалился на бок или не перевернулся на крышу. Так мы и прозвали эту машину «пятиколеска». У нас она появилась одной из первых: сделал товарищу прицеп, а он рассчитался зеленой «шестеркой». Она была немного разграблена, пришлось с нею повозиться. Еще одну – красную «копейку» – нам просто подарили. Она долго простояла в гараже без дела. Не будем же мы отказываться от такого презента: собрали двигатель, коробку передач, заменили подвеску, тормоза… Да, повозиться пришлось, но в итоге получились прекрасные трюковые машины. Кстати, когда к нам приезжала каскадерская группа из Тольятти, не упустили возможности узнать какие-то секреты. Подошли к одному каскадеру и начали расспрашивать про трюки, прикинувшись любопытными зрителями. Не будем же говорить, что хотим создать свою профессиональную команду. Парень нам все рассказывал подробно, какое давление должно быть в шинах, куда крутить руль… «И за сколько же ты научился на двух колесах ездить?» – спрашиваем. «А я и не умею», – слышим в ответ. Но в любом случае та беседа оказалась полезной – тонкости исполнения некоторых трюков мы узнали».

В арсенале курских каскадеров больше 20 трюков
В арсенале курских каскадеров больше 20 трюков

Прыжок в огонь

Сейчас в команде «Автошоу Курск» девять человек: два комментатора и семь спортсменов. Сложные, а порой и опасные трюки выполняют Алексей Белов, Семен Алябьев, Роман Калужских, Андрей Григорьев и, конечно, семья Храпач: Владимир Николаевич, сын Андрей и дочь Наталья. «У нас в «ассортименте» больше 20 трюков: парные развороты, дрифт вокруг каскадера (так называемый «пятак»), встречный разъезд двух автомобилей на большой скорости с разворотом на 180 градусов, проезд на двух колесах, полицейский разворот, параллельная парковка между каскадерами и машинами, езда с каскадером на двух колесах с перепрыгиванием на крышу едущей рядом машины, проезд со свисающим из окна каскадером, – перечисляет Владимир Храпач. – Освоили и самый зрелищный, но опасный номер: прыжок каскадера через горящие кольца с крыши автомобиля. На выступлениях зрители что хотят увидеть? Чтобы произошла какая-то катастрофа: мотоциклист упал, машина врезалась куда-то, кто-то столкнулся… Такова человеческая природа – никуда от нее не деться. Мы стараемся щекотать нервы, сделать так, чтобы у зрителей сердце замирало, но не допускаем беды. А для этого приходится много тренироваться, до мельчайших деталей оттачивая каждое движение».

Прыжок через горящие кольца – один из самых зрелищных трюков «Автошоу Курск»
Прыжок через горящие кольца – один из самых зрелищных трюков «Автошоу Курск»

Так было и с огненным трюком. Сначала ставили стойки и между ними натягивали нить – если за нее каскадер зацепится, то не упадет. Потом конструкцию усовершенствовали: стали натягивать яркую сигнальную ленту, которой огораживают стройплощадки и опасные участки. «Нам важно было понять механизм выполнения трюка, – говорят каскадеры. – Методом проб и ошибок подобрали удобную скорость (а здесь все просто: скорость каскадера равна скорости машины) и перешли к прыжкам непосредственно через кольца».

Проскочить через одно кольцо получилось сразу. «Нет предела совершенству!» – решили куряне и пристроили еще один горящий круг. Причем в процессе выполнения номера они раздвигают кольца, и каскадеру приходится лететь приличное расстояние.

«Сейчас у нас прыгает через кольцо Рома Калужских, – говорит Владимир Храпач. – Думаю, перед исполнением трюка у него волнение присутствует, но мне за рулем, если честно, еще страшнее. Я же никак не могу проконтролировать ситуацию: если он ошибется – помочь не смогу, не избежать несчастного случая. И в тот момент, когда он подпрыгивает (машину немного покачивает), время замедляется до тех пор, пока не проезжаю мимо стоек, к которым прикреплены горящие кольца. Если они на месте – можно выдохнуть, все хорошо. А удар по машине – каскадер приземлился на крышу автомобиля – подтверждает, что номер удался».

Автопарк насчитывает восемь автомобилей – пять «копеек», «шестерку», «пятерку» и «Оку»
Автопарк насчитывает восемь автомобилей – пять «копеек», «шестерку», «пятерку» и «Оку»

Не все трюки, исполняемые «Автошоу Курск», опасны. Есть просто забавные. К таким можно отнести «паровозик», когда пять машин выстраиваются в цепочку и с минимальным интервалом, практически вплотную друг к другу, выписывают змейку. «На «Оке» наши каскадеры танцуют вальс, – говорит Владимир Храпач. – В этой машине два руля, а значит, и два водителя: один управляет передними колесами, другой – задними. «Ока» может ехать просто прямо, под углом 45 градусов, боком, на месте вальсировать – у нее очень маленький радиус разворота. На малолитражке исполняем номер под названием «подвигай попой»: машина едет прямо, а зад у нее постоянно заносит в разные стороны. Ну как еще назовешь такой трюк?»

«Автошоу Курск» периодически выступает на различных мероприятиях. В прошлом году ездили в Поныри, Тим, Солнцево, демонстрировали свое мастерство в поселке Кантемировка Воронежской области. «А в Курске, создается впечатление, мы никому особо не нужны, – сетует Владимир Храпач. – Мы не просим у администрации или спорткомитета финансирования. С этим всегда непросто, но как-то справляемся, покупаем запчасти, покрышки, ведь резина очень быстро выходит из строя. Я просто хочу, чтобы о нас знали – далеко не в каждом регионе есть своя каскадерская команда, приглашали как можно чаще выступать на различных городских праздниках. Ведь устраивать шоу, веселить и радовать людей мы умеем!»

Марина ВЕБЕР «Друг Для Друга» — http://www.dddkursk.ru/number/1131/new/011226/